середу, 23 листопада 2011 р.

Соломоново решение суда и брат Иисуса

В течение семи лет Иерусалимский суд решал вопрос подлинности "оссуария Иакова" — каменного ящика, в котором якобы находятся останки брата Иисуса Христа. Принято поистине соломоново решение: подлинность склепа и прочих представленных на экспертизу артефактов установить невозможно, а израильского коллекционера древностей, который подозревался в подлоге и мошенничестве, оправдать.

Десять лет назад профессор еврейско-арамейской филологии и эпиграфики из парижской Сорбонны Андре Лемэр (André Lemaire) заявил о сенсационной находке — первом археологическом свидетельстве земного существования Иисуса Христа. В журнале, посвященном вопросам библейской археологии, Biblical Archaeology Review ученый утверждал, что на одной из сторон изготовленного из известняка оссуария имеется надпись, выполненная арамейскими письменами: "Иаков, сын Иосифа, брат Иисуса".

Один из 70 апостолов Христа, Иаков Праведный, забитый насмерть камнями в Иерусалиме в 62 году, назван в Евангелиях Марка и Матфея братом Иисуса. В восточной православной традиции принято считать, что Иаков не входил в число 12 апостолов, потому упоминается в Евангелиях только среди братьев Господних. При этом признается, что упоминаемые в евангелиях братья Иисуса Христа являются детьми Иосифа от первого брака. Кроме Иакова, называют имена Иосифа, Симона и Иуды. Однако, по учению римско-католической церкви, у Иисуса Христа не было родных братьев.

Некоторые современные историки раннего христианства, в частности профессор Калифорнийского университета Роберт Айзенман (Robert Eisenman), автор вышедшей в 1997 году книги "Иаков, брат Иисуса" (James, Brother of Jesus) полагают, что Иаков возглавил христианскую общину после смерти Иисуса, а не апостол Петр. К такому выводу исследователи приходят на основании следующих фактов.

В апокрифическом Евангелии от Фомы, обнаруженном в 1945 году среди свитков Наг-Хаммади, сказано: "И сказали ученики Иисусу: знаем мы, что Ты покинешь нас. Кто же будет наставником нашим? И сказал им Иисус: что бы ни было, идите к Иакову Праведнику, ради которого явились небеса и земля".

Еще одно упоминание о назначении Иисусом Иакова своим преемником встречается в псевдоклементийском послании. Согласно Епифанию, одному из отцов ранней церкви и известному историку, Иаков характеризуется как "первый, кому Господь доверил свой Трон над землей". Святой Клемент Александрийский (около 150-215 годов нашей эры) говорит о том, что Иаков был избран апостолами, а не назначен Иисусом. Поэтому, вне всяких сомнений, именно Иаков, а не Петр стал настоящим преемником Иисуса. Даже в Новом Завете есть тому свидетельство, когда об Иакове вскользь говорится как о "первом епископе Иерусалимском".

Сомнения в подлинности оссуария возникли сразу же после открытия. Причем одним из первых свои сомнения высказал преподаватель библейской археологии Роберт Айзенман. В интервью Discovery News профессор Айзенман перечислил причины, которые, по его мнению, порождают мысли о подделке.

Во-первых, каллиграфически выполненная надпись дошла через тьму веков в хорошей сохранности. Во-вторых, в первом столетии нашей эры никому не пришло бы в голову указывать, что покойный приходился братом Иисусу.

В 2002 году оссуарий стал экспонатом Королевского музея Онтарио (Канада), где в первый же год на него пришли посмотреть около полумиллиона посетителей.

Почти одновременно с этим — в начале 2003 года — грянула очередная сенсация. Археологи нашли каменную табличку с так называемой "надписью Иоаса". В "надписи Иоаса" речь идет о ремонтных работах в Иерусалимском храме.

Иоас — 8-й царь иудейский (с 1879 года до нашей эры). Когда его отец Охозия был убит — ему самому грозила гибель, но годовалое дитя было спасено теткой Иосафевой, женой священника Иодая, и скрывался в Доме Божием. Молодой царь сначала следовал советам и указаниям первосвященника, восстановил храм в его прежнем благолепии и поставил ящик у ворот храма для приношений. Со смертью первосвященника Иодая легкомысленный Иоас подпал под влияние распутных князей и царедворцев и позволил увлечь себя в идолопоклонство.

Восставший против этой мерзости пророк Захария, сын Иодая, был убит на самом дворе храма. Вскоре царь сирийский Азаил напал на Иудею, разбив многочисленное войско Иоаса. Мир был куплен благодаря сокровищам храма и дворца. После сорокалетнего царствования Иоас был убит своими приближенными, в отмщение за убийство Захарии, и не удостоился даже погребения в общей царской усыпальнице, где вместо него погребен был первосвященник Иодай (4 Цар., гл. XI — XIII).

После того, как к расследованию привлекли полицию, выяснилось, что оба предмета прежде находились в собственности одного человека — некоего Одеда Голана (Oded Golan).

"Не каждый день в суде слушается дело, связанное с таким количеством тем, как археология, история, Библия, химия, геология, лингвистика и многое другое. Выслушивались свидетельства по таким вопросам, которые никогда не обсуждались во время процесса и по которым никогда не принималось судебное решение", — написал в постановлении судья Аарон Фаркаш (Aharon Farkash).

В конце концов, обвинению не удалось доказать, что оссуарий является подделкой или что фальшивку изготовил Голан или кто-то, кто действовал по его поручению. В то же время не удалось установить и подлинности артефактов. Израильский суд умыл руки, предоставив ученым и далее спорить между собой.

Джерело: pravda.ru